Читатель, остановитесь! Вы присутствуете при зарождении гениальной идеи! Гениальных идей в истории человечества было немного, но все они были удивительно просты! Ганнеманн, будучи здоровым, принимает внутрь хину и … «заболевает» малярией!!! Нет, у него не было в крови возбудителя малярии, его не кусал «малярийный комар», но у него началась классическая малярийная лихорадка с похолоданием конечностей, дрожью, сонливостью, вялостью, периодическим жаром. Какой вывод? Он прост: средство, которое вызовет болезненные явления у здорового человека, вылечит эти же болезненные явления у больного человека. Стало быть, можно лечить болезнь подобно действующим средством.

И всё!!! В этом весь принцип гомеопатии. Но сколько глубины, сложности и идейного богатства было в этом простом опыте Ганнеманна! Напрашивался вывод: производить опыты на себе с различными субстанциями и скрупулёзно записывать все нарушения в самочувствии. И как только появится пациент с такими же нарушениями, прописать ему испытанное средство! Но в основе — огромная, детальная работа по испытанию лекарственных средств. Вскоре к Ганнеманну присоединятся близкие, друзья, последователи. Эксперименты будут проводиться группой, и каждый экспериментатор будет вести почасовой (!) дневник своих состояний.

Будут записываться не только физические отклонения, но и изменения в душевном, эмоциональном, даже, духовном состоянии. И получался «портрет» лекарства. Он мог соответствовать разным психологическим типам, а мог давать совершенно уникальные, неповторимые индивидуальные черты.

 Дневники испытателей очень детальны и скрупулезны. Они составляют многие тома описаний испытаний — «provings» (англ.), которые называются «Материя медика пура» — «Чистая материя медика». Затем, эти описания обобщаются и формируются краткие описания действия лекарств. Приведу примеры ярких и лаконичных портретов лекарств из работ известного современного французского гомеопата Дидье Гранжоржа. Описания лекарств сопровождаются краткими примерами из практики доктора Гранжоржа:

 «AETHUSA CYNAPUIM (Дурья петрушка (русск.))

 Мать и ребенок не понимают друг друга

 Это лекарство подходит детям, которые беспрестанно кричат и котором мать дает все время сосать грудь. Получая ее через каждый час или каждые два часа, ребенок переедает, и у него возникают нарушения пищеварения: колики, срыгивание свернувшимся молоком.

 Ключ этого лекарства — в отсутствии контакта между матерью и ребенком.. Ребенок кричит, и мать не знает, что ему нужно, тревожится и дает ему грудь или рожок.

 Позже у ребенка может возникнуть непереносимость к молоку и даже аллергия, приступы поноса, особенно летом, при отсутствии жажды (что очень странно, так как обычно обезвоживание вызывает ощущение жажды).

Лекарство подходит также студентам, «перекормленным» всякими знаниями, и которые вдруг полностью отказываются от учебы.

 Мелани (3 недели) принесли с явной картиной: колики, возникающие в первые три месяца жизни. Ребенок постоянно требует грудь, сосет, потом напрягается, кричит и срыгивает. Первые дни ее жизни – ад для окружающих. Гомеопатические лекарства не дали положительного результата. Узнав о многочисленных кормлениях ребенка (8-10 раз в день) я вспоминаю об Aethusa cynapium и спрашиваю у матери ребенка, хорошо ли они понимают друг друга. «Я не знаю, что она хочет, и даю ей грудь», - отвечает мать. Назначаю матери Aethusa cynapium 15 CH (лекарство попадает ребенку через материнское молоко и лечит одновременно обеих). На следующий день всё налаживается, ребенок просит есть только 6 раз в день, и желудочные расстройства исчезают.

 KREOSOTUM

 Терзаемый человек

 Ещё одно лекарство, полное символов - креозот. Это «буковое масло», используемое для консервирования мяса и открытое в Моравии (mort a vie — смерть при жизни ).

У ребенка креозотум* будут проблемы с прорезыванием зубов. Зубы выходят кариозные, что сопровождается сильной ягодичной эритемой. Зубы, которые позволяют кусаться, быть агрессивным для того, чтобы стать независимым, выходят изъеденные изнутри.. Kreosotum*/*На гомеопатическом слэнге, названием лекарства именуют человека, которому это лекарство подходит/ предпочитает нападать на самого себя, а не на другого, что создаёт хорошую почву для развития тяжёлых заболеваний, таких, как рак ( лекарство от рака влагалища, например).

У Тима, 6 мес., периодонтит. У него оказывается обширная ягодичная эритема, прорезывание зубов очень болезненное, он страдает бессонницей, у него кашель, и он очень капризничает (требует различные предметы, но бросает их, как только получает). Креозот 7 CH, по три шарика 3 раза в день в течение двух суток быстро вылечивает его.»

Вы чувствуете, какой целостный подход при назначении лекарства — оцениваются и физические, и психологические проблемы. Важно и состояние самого пациента, и его близких, и своеобразие травмирующей ситуации. Всё едино! Болезни внутри человека не разделяются и не лечатся по отдельности. Они все — суть проявления основной, базовой дисгармонии человека. Она может приводить к духовным, эмоциональным, интеллектуальным и физическим нарушениям. Надо исправить эту дисгармонию. Надо лечить самого человека. И «портреты» лекарств дают это целостность, которая есть ключ к излечению.

В центре лечебной педагогики наблюдаются дети с наследственными нарушениями (синдрома Дауна, Ретта , Вильямса, туберозный склероз и многие другие), с детским церебральным параличом, с аутизмом, гипер активностью, неврозами.

Начну с наследственных болезней.